Статьи

Из космоса Земля, увитая линиями высоковольтных электропередач, кажется модницей с обилием бус, лент и прочих украшений. Модницы редко задумываются над тем, что их эффектный внешний вид во многом зависит от надежности застежек на одежде и украшениях. Но мы восполним этот пробел и поговорим сегодня о высоковольтных «застежках» — траверсах, без которых не сможет существовать ни одна ЛЭП.

Птичку жалко…
Птицы, особенно врановые (вороны, сороки, грачи), — существа неплохо интеллектуально развитые (на своем, птичьем уровне), в чем еще в детстве успевает убедиться любой городской житель. К людям и любым проявлениям человеческой деятельности птицы уже давно привыкли, страх потеряли, и удивить их чем-то сложно. Вот почему опоры и провода быстро становятся местами их присад, что, разумеется, несет смертельную опасность. Гибель пернатых храбрецов от электрического тока особенно высока на опорах ЛЭП, столбы и траверсы которых сделаны из проводящего материала (сталь, бетон и т.п.). Птица, сидящая на траверсе, заземлена, и если она коснется провода, находящегося под напряжением, то вполне вероятно оставит после себя короткое замыкание и небольшую горстку пепла. В этом смысле куда более безопасны опоры ЛЭП, столбы и траверсы которых сделаны из непроводящих ток материалов (например, деревянные). Здесь гибель птиц менее вероятна и происходит, только если, например, незадачливая ворона случайно коснется сразу двух проводов (впрочем, такое тоже время от времени бывает — и среди пташек попадаются «особо одаренные»).

На бетонных конструкциях со штыревыми изоляторами ЛЭП мощностью 6–10 кВ расстояние между траверсами и проводами настолько мало, что даже птицы среднего размера (от скворца до вороны) могут замкнуть цепь. Обычно это происходит, когда сидящая на траверсе птица взмахивает крыльями, задевая провод, что приводит к короткому замыканию и гибели. В данном случае ущерб несут и владельцы ЛЭП, а учитывая, что наши птахи — все же не фениксы и воскресать из собственного пепла не способны, несравнимо больший ущерб такими ЛЭП наносится популяциям птиц.

О птичьих «правах»
В ряде субъектов Федерации печальная судьба птиц на проводах тронула сердца законотворцев, и были разработаны новые требования к проектированию, строительству и эксплуатации ЛЭП, направленные на сведение к минимуму их контактов с неосторожными пернатыми.

Во-первых, некоторые конструкции признаны безопасными и в принципе не требуют защиты (самонесущий изолированный провод, бестраверсные деревянные опоры, опоры с траверсами из изолирующих материалов и с подвесной изоляцией). Все остальные ЛЭП должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами (ПЗУ) — диэлектриками, не допускающими одновременного прикосновения птиц к токонесущим проводам и заземленным элементам конструкций.

Во-вторых, птица — тварь любопытная, пролезет везде, а где не пролезет — туда клюв затолкает. Поэтому ПЗУ должны обеспечивать надежную защиту этих любознательных существ от контакта с токонесущим проводом на расстоянии не менее 0,5 м от любого заземленного участка конструкции опоры воздушной линии электропередачи. Если токонесущий провод имеет витиеватую конфигурацию, его необходимо закрыть от глаз вездесущих птиц гибкими изолирующими элементами или ленточной изоляцией. Участки
проводов на концевых опорах в местах их крепления к изоляторам и на трансформаторных вводах должны быть изолированы кабельной оплеткой длиной не менее одного метра.

Ну и про вредное воздействие электромагнитного поля на все живое забывать не надо: вдоль ЛЭП устанавливаются санитарно-защитные полосы. Вообще, если смотреть шире, угрозу энергобезопасности представляют не только птицы, но и другие животные. Смех смехом, но случаи захода медведей и других четвероногих на энергообъекты — не страшные рассказы иностранцев о России, а вполне реальные инциденты. Вот почему трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и др.), иначе дикая природы рано или поздно ворвется в жизнь энергообъекта, установив там свои порядки. Временно неиспользуемые участки линий электропередачи, находящиеся под напряжением, необходимо обязательно отключить.

Летит по небу клин усталый…
Наиболее сложными и проблематичными являются места расположения линий электропередачи, трансформаторных подстанций и электрических аппаратов на опорах, когда они пересекают маршруты миграции перелетных птиц. Умиротворяющее курлыканье журавлей вдруг прерывается электрическим треском со всеми вытекающими… И дело не в том, что «мозги у них птичьи» — представьте себе, что на вашем обычном маршруте (на работу или в магазин) возникает неожиданное препятствие. Растеряетесь? Вероятно. А птице каково? Вот почему в местах, где происходит массовая миграция, а также на особо охраняемых природных территориях и на воспроизводственных участках специалисты рекомендуют заменить воздушные коммуникации на подземные кабельные или радиорелейные. Проще говоря, если птица спотыкается о воздушный кабель, самое правильное решение — закопать его в землю.

Три буквы
Но вернемся к ПЗУ. Уважающие себя производители энергообрудования постоянно проводят разработку и совершенствование комплексов изделий, предназначенных для защиты окружающей среды и обеспечения бесперебойного электроснабжения. Данный комплекс включает в себя инструменты для работы на линии под напряжением, устройства защиты от птиц для изоляторов линии, устройства защиты для проходных изоляторов трансформаторов, гибкие кожухи для перемычек и ограждающие приспособления для устройств защиты от перенапряжений и концевых кабельных муфт.

В общем и целом принцип действия ПЗУ прост до неприличия: закрыть все опасные части, чтобы они с птичьим телом не контактировали. Такие средства устанавливаются на рабочие штыревые изоляторы с примыкающими к ним участками токонесущих (токоведущих) проводов. Появление ПЗУ крайне полезно для ЛЭП, даже если никакие птицы на объект не покушаются: они защищают изоляторы от негативного воздействия окружающей среды (атмосферных осадков, ультрафиолетового излучения), загрязнения птичьим пометом и другими агрессивными примесями различных веществ, содержащихся в атмосфере. Установка устройств обеспечивает снижение количества аварийных отключений ЛЭП и продлевает срок службы изоляторов.

Параметры ПЗУ выбраны таким образом, чтобы юбка защищаемого изолятора оставалась максимально открытой. С одной стороны, можно спокойно проводить полноценный низовой осмотр линии, с другой — вода и прочие неприятные вещи (снег, лед, мусор) под кожухами не скапливаются, да и мелкие животные (от ос, строящих свои гнезда в самых неожиданных местах, до небольших воробьинообразных птичек) там не обосновываются.

Хорошие ПЗУ — очень легкие, поэтому не создают дополнительных нагрузок на конструкции ЛЭП. В настоящее время создано много типов моделей для угловых и промежуточных опор, изоляторов с креплением провода на основе зажимов и т.д.

Ну и, конечно, «врага надо знать в лицо» — препятствие проще избегать, когда оно заметно, поэтому еще одно эффективное средство предотвращения гибели птиц при контакте с ЛЭП — маркеры проводов. Они применяются для того, чтобы сделать провод видимым и устанавливаются на пересечениях водных путей, автомобильных дорог, в местах миграции птиц и вблизи аэропортов. Тут даже птичьих мозгов хватит сообразить облететь яркий провод. А маркеры, как и кожухи, во всех смыслах полезны — предотвращают схлестывание проводов. При необходимости они легко устанавливаются на линии при помощи любой стандартной оперативной штанги, например, СТ48. Маркеры изготовлены из пластмассы, стойкой к атмосферным осадкам и ультрафиолетовому излучению, и используются на проводах типов А, АС, ААС, АААС, ACSR и стальных проводах.

Более продвинутые ПЗУ предполагают не просто сокрытие мест возможного контакта энергоагрегата с птицей — они вообще не дают птице на этот самый агрегат приземлиться. Сегодня многие специалисты признают перспективной установку пластиковых шаров, диаметр которых подбирается под конкретную опору. Шар занимает собой потенциальную присаду или место гнездования. Технология вполне сгодится и для защиты более крупных птиц — орлов, аистов — от поражения электрическим током, а линии электропередач — от отключения.

«Железная птица»
Самолет, конечно, не гадит, да и электронный интеллект у него повыше птичьего, но, увы, принципиально суть дела от этого не меняется: авиалайнеры временами также натыкаются в полете на ЛЭП, только жертв и разрушений при этом существенно больше. Методы предотвращения подобных ситуаций — те же самые шары. Предлагаемые производителями заградительные авиационные шары привлекают внимание к воздушным линиям электропередачи, на которых они подвешены. Диаметр этих чудо-средств — 600 мм при диаметре провода 9–20 мм. Монтаж легко производится с подъемного транспортного средства. Шар состоит из двух полушарий и монтажной планки, которые крепятся к проводам с помощью ответвительного зажима. Заградительные шары, как и другие приспособления, изготовлены из пластмассы, стойкой к атмосферным осадкам и ультрафиолетовому воздействию.

Есть и более прогрессивные методики, одна из которых недавно была опробована в олимпийской столице. Сочинские энергетики смонтировали уникальную, пока не имеющую аналогов в России систему светоограждения, которая помогает предотвратить столкновение самолетов с опорами высоковольтных линий электропередачи. На ЛЭП были размещены визуальные маркировки и подсветки. В конструкции использованы неоновые лампы в колбе из износостойкого стекла, заполненной специальной жидкостью. Яркое свечение не заметит только слепой, впрочем, такие самолеты и не водят. Особенностью этой системы является то, что электричество подается непосредственно от несущего высоковольтного провода, следовательно, агрегат полностью автономен и не требует никаких внешних подключений. Такая система уже размещена на линиях напряжением 220 кВ Дагомыс — Черноморская через реку Мзымта, которые расположены в непосредственной близости от приаэродромной территории международного аэропорта Сочи.

Но еще дальше пошли ученые Массачусетского технологического института (США), предложившие наделить самолет возможностью садиться на провода линий электропередач, подобно птицам. Длительные физико-компьютерные изыскания увенчались успехом — ученым удалось воспроизвести сложный процесс маневров при срыве воздушного потока, который птица осуществляет в момент посадки (это мозгов у нее мало, а в плане аэродинамики любая птаха — творение совершенное). Теперь компьютер рассчитывает траекторию прицельной посадки самолета и непрерывно корректирует отклонения от нее, руководствуясь информацией с внешних датчиков местонахождения. Так что в обозримом будущем самолет при необходимости сможет совершить вынужденную посадку прямо на ЛЭП. Не исключено, что однажды мы увидим сидящую на проводах «большую железную птицу»…

Новосибирск, ул. Большевистская, 177/24, оф. 425

(383) 227-82-66

mk@locus.ru

Екатеринбург, ул. Генеральская, 7, оф. 4

(343) 385-90-36

mk@locus.ru

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК