Указания по подвеске защищенных проводов на ВЛЗ 6-20 кВ
Разработано: Филиалом ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - "Фирма ОРГРЭС" 2004г.
Исполнитель: А.Н. ЖУЛЕВ
Общие положения
Использование защищенных проводов на сооружаемой ВЛЗ требует особой тщательности при монтаже, не допускаются повреждения его изолирующего покрытия.
До начала раскатки проводов:
- подготавливается трасса ВЛ с учетом особенностей конструкции проводов и компоновки их на опорах (см. рис. 1.);
- собираются и устанавливаются в проектное положение опоры совместно с траверсами, штыревыми изоляторами, другими металлическими элементами крепления;
- выполняется устройство защит в соответствии с требованиями проекта;
- доставляются на трассу барабаны с проводом и механизмы для его раскатки.
Работы по подвеске проводов выполняются с применением специальной линейной арматуры, средств механизации, приспособлений и монтерского инструмента, предназначенных для использования при работах с проводом конкретного типа. При этом допускается использование средств механизации, приспособлений и инструментов, применяемых при сооружении ВЛ с неизолированными проводами и соответствующих требованиям по монтажу защищенных проводов.
Тип штыревых изоляторов, тип и количество изоляторов в натяжных изолирующих подвесках выбираются в соответствии с требованиями проекта ВЛЗ.
Подвеску защищенных проводов рекомендуется выполнять при температуре окружающего воздуха не ниже -20°С.
При необходимости подвеска проводов может производиться при более низкой температуре, при этом следует учитывать, что изолирующее покрытие становится хрупким и возникает вероятность его повреждения.
Работы по подвеске проводов на ВЛЗ, как правило, выполняет специализированная бригада.
Все электролинейщики должны быть оснащены строительной каской, предохранительным поясом, монтерскими лазами, рукавицами.
Для развозки по трассе ВЛЗ линейной арматуры и инструментов используется бригадная машина.
Комплекты средств механизации, приспособлений и инструментов приводятся в приложении 1 настоящих Рекомендаций.
Раскатка защищенных проводов в анкерном пролете ВЛЗ
Работа по раскатке проводов в одном анкерном пролете сооружаемой или реконструируемой ВЛЗ предусматривает:
- установку механизма для раскатки провода около анкерной опоры;
- снятие обшивки с барабанов;
- установку барабанов с проводом на раскаточные устройства;
- раскатку троса-лидера (одного - при пофазной раскатке проводов или трех - при комплексной раскатке проводов трех фаз);
- раскатку проводов в анкерном пролете под тяжением.
Подготовка и условия выполнения раскатки. На расстоянии 15 - 20 м от второй анкерной опоры подготавливается площадка, устанавливаются и надежно закрепляются на ней три раскаточных устройства (кабельные домкраты, подставки); на раскаточных устройствах целесообразно иметь (или установить) тормозной механизм. Последовательно устанавливаются на раскаточные устройства барабаны с проводом. Подготавливаются и устанавливаются на траверсе первой анкерной опоры три раскаточных ролика. Аналогично устанавливаются раскаточные ролики на траверсе второй анкерной опоры (рис. 2.).
Рис. 2. Схема комплексной раскатки защищенных проводов в анкерном пролете (на промежуточных опорах установлены штыревые изоляторы с желобом):
1 - раскаточный механизм; 2 - опора № 1; 3 - опора № 2; 4 - к барабанам с проводом
Подготавливается к работе раскаточный механизм. Устанавливаются барабаны с тросами-лидерами соответствующей длины, проверяются работоспособность устройства, наличие и целость монтажных чулок. Подготавливается площадка около первой анкерной опоры, на расстоянии 10-15 м от опоры устанавливается и закрепляется раскаточный механизм.
Раскатка проводов может выполняться двумя способами:
- пофазная раскатка - при использовании раскаточного механизма с одним тросом-лидером;
- комплексная раскатка - при использовании раскаточного механизма с тремя тросами-лидерами.
Бригаду рекомендуется разделить на два звена, которые будут выполнять работы параллельно: одно в составе двух электролинейщиков готовит к раскатке барабаны с защищенным проводом, другое в составе двух электролинейщиков закрепляет раскаточный механизм и производит раскатку тросов-лидеров с одновременной укладкой их в желоб через прорези пластмассовых втулок изоляторов промежуточных опор (при использовании изоляторов типа SDI 37 финского производства или ШФ 20 МО).
После укладки в желоб втулка поворачивается так, чтобы она закрыла сверху желоб изолятора. Это необходимо делать в тех случаях, когда неровности трассы могут вызвать выпадение троса-лидера из прорези втулки изолятора. Рекомендуется выполнять эту операцию независимо от трассы линии и длины монтируемого участка. На промежуточных опорах со штыревыми изоляторами без верхнего желоба (типов ШФ-10В, ШФ-20Г и др.) трос-лидер укладывается в предварительно установленные на траверсах монтажные ролики. Тросы-лидеры натягиваются от раскаточного механизма до барабанов с проводом (см. рис. 2.).
Подъем тросов-лидеров на опоры производится по мере продвижения вдоль анкерного пролета от раскаточного механизма к барабанам с проводом. У очередной опоры один из электролинейщиков поднимается на опору, с помощью короткого каната поднимает тросы на траверсу и последовательно укладывает их в прорезь желоба изоляторов, начиная каждый раз с дальнего от электролинейщика изолятора.
Внимание! При одновременной раскатке трех проводов следует использовать тросы-лидеры разной окраски во избежание непроизвольного изменения фазировки проводов при их раскатке по пролету.
Два электролинейщика удаляют наружную обшивку барабанов. Щеки барабанов должны быть полностью освобождены от гвоздей и других острых предметов, могущих повредить изолирующее покрытие проводов в процессе раскатки. В случае необходимости производится ремонт обшивки щек барабанов. Выполняется осмотр наружных витков провода, отмечаются обнаруженные повреждения изолирующего покрытия для последующего ремонта. Разворачиваются барабаны с проводом относительно оси раскатки таким образом, чтобы после их установки на раскаточные устройства и в процессе раскатки провод свободно сходил с верхней части барабанов.
Лебедкой, смонтированной на раме колесно-кабельного транспортера, барабаны устанавливаются последовательно на раскаточные устройства. При установке барабана на кабельные домкраты в отверстия щек барабана вставляется ось вращения и закрепляется в ложементах домкратов. Барабаны поднимаются над поверхностью земли одновременным вращением обоих грузовых винтов домкратов.
Раскатка проводов должна производиться под тяжением. Для этого подставки барабанов должны иметь тормозное устройство или должно быть предусмотрено внешнее торможение, исключающее провисание проводов до земли.
После установки барабанов на подставки или другие раскаточные устройства с них сматывается вручную в сторону раскатки 10-15 м провода, проверяются плавность вращения барабанов, надежность их закрепления на раскаточных устройствах, работа тормозных устройств.
На первой и второй анкерных опорах тросы-лидеры укладываются в сдвоенные ролики (см. рис. 3.), закрепленные на траверсах опор.
Рис. 3. Конструкции раскаточных роликов
Во время раскатки проводов на опорах не должно быть электролинейщиков.
После окончания раскатки тросов-лидеров последовательно на свободные концы проводов надеваются монтажные (раскаточные) чулки (рис. 4.), закрепленные на концах тросов-лидеров.
Рис. 4. Монтажный (раскаточный) чулок
Рекомендуется использовать двойной чулок, имеющий металлическую и пластмассовую (капроновую) части.
Один электролинейщик сжимает капроновый чулок, в результате чего диаметр чулка увеличивается (см. рис. 13), а другой электролинейщик вставляет свободный конец провода в чулок.
Снятия изолирующего покрытия с провода не требуется. После освобождения от сжимающего усилия чулок плотно охватывает провод.
Для надежного соединения чулка с проводом поверх чулка накладываются два бандажа из изоляционной ленты. Затем поверх капронового чулка аналогично надевается металлический чулок и накладывается бандаж.
Допускается использование одного металлического чулка.
После проверки готовности к раскатке проводов дается команда на запуск двигателя раскаточного механизма.
Обязанности между членами бригады распределяются следующим образом: один электролинейщик следит за равномерностью намотки тросов-лидеров на катушку (катушки) раскаточного механизма и одновременностью вращения катушек; три электролинейщика следят за плавностью вращения барабанов с проводами; один электролинейщик следит за прохождением узлов соединения тросов-лидеров с проводами через втулки изоляторов на опорах, передвигаясь вдоль трассы параллельно движению раскаточных чулок. Связь между электролинейщиками осуществляется по радио или (и) с помощью флажков (на открытых участках).
Раскаточным механизмом создается первоначальное усилие для вытяжки троса-лидера, чтобы избежать касания проводов земли при раскатке. Когда провода начинают разматываться с барабанов, устанавливаются и поддерживаются в течение всего процесса раскатки необходимый режим торможения и скорость движения проводов. В процессе раскатки проводов осуществляется постоянный надзор за проводами, чтобы избежать их случайного касания деревьев, земли, зданий или других объектов и повреждения изолирующего покрытия, необходимо следить за плавностью прохождения раскаточных чулок через изоляторы или монтажные ролики. При необходимости процесс приостанавливается и устраняется место опасного прикосновения, отодвигается провод или устанавливаются дополнительные ролики. Команды об остановке процесса раскатки передаются электролинейщику, находящемуся у раскаточного механизма. Процесс раскатки продолжается до тех пор, пока узлы соединения тросов не приблизятся вплотную к ролику первой анкерной опоры. Двигатель останавливается. Провод каждой фазы последовательно анкеруется с помощью специальных монтажных зажимов и временных анкеров (рис. 5.), предварительно закрепленных на траверсе опоры; при этом должен остаться свободным конец провода длиной 1 - 2 м.
Рис. 5. Временный анкер:
1 - карабин; 2 - стальной канат диаметром 8 мм; 3 - монтажный зажим
Освобождается от монтажного чулка трос-лидер каждого провода и снимаются с проводов монтажные чулки.
Внимание! В процессе раскатки не допускается касание проводов земли, металлических и железобетонных элементов опор. Скорость раскатки проводов не должна превышать 5 км/ч.
Натяжение и закрепление защищенных проводов на анкерных (концевых) опорах.
После завершения раскатки защищенных проводов необходимо закрепить их на концевых (анкерных) опорах.
Для этого выполняются следующие работы:
- устанавливаются гирлянды натяжных изоляторов вместе с анкерными зажимами на траверсе первой анкерной опоры;
- натягиваются и закрепляются на траверсе второй анкерной опоры провода;
- закрепляются провода на промежуточных опорах. Закрепление защищенных проводов на первой анкерной опоре производится следующим образом:
- на проводе отмечаются место установки анкерного зажима и длина участка провода, с которого необходимо снять изолирующее покрытие;
- оголенный участок провода зачищается металлической щеткой под смазкой;
- на анкерном зажиме ослабляются обе гайки и отводится в сторону прижимная планка, освобождая пространство для укладки провода;
- монтаж провода в анкерном зажиме производится в соответствии с инструкцией по применению конкретного типа зажима;
- зажим с проводом соединяются со скобой гирлянды изоляторов.
Последовательно эти работы производятся на всех проводах. Закрепление проводов на опоре должны выполнять, как правило, два электролинейщика.
При удалении изолирующего покрытия необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить металлическую часть провода. Рекомендуется для снятия оболочки использовать тонкую (диаметром 1 мм) прочную веревку длиной 1 м, с помощью которой выполняются поперечные надрезы изоляции; продольные разрезы разрешается выполнять монтерским ножом или веревкой.
Натягивание и регулировка проводов производятся по монтажным таблицам, приложенным к документации по строительству, с соблюдением при этом заданных тяжений и стрел провеса в зависимости от температуры окружающего воздуха, типа и сечения монтируемого провода, расстановки опор в анкерном пролете.
Натяжение проводов и закрепление их на второй анкерной опоре производятся после того, как все члены бригады перейдут к опоре, около которой установлены барабаны с проводом.
Натяжение и регулировка проводов производятся со стороны второй анкерной опоры последовательно, начиная со среднего провода. Для этого на раме автомобиля закрепляется тяговое устройство (ручная лебедка) грузоподъемностью 10 кН. Трос лебедки через динамометр соединяется с монтажным зажимом. Монтажный зажим выбирается таким, чтобы при натяжении исключалось повреждение изоляции провода. Обычные монтажные зажимы для неизолированных проводов не пригодны для натяжения защищенных проводов; необходимо использовать зажимы с гладкой внутренней поверхностью, в которых длина захвата больше, чем у зажима для неизолированных проводов.
Внимание! При работе с монтажными зажимами, предназначенными для защищенных проводов, необходимо избегать повреждения изолирующего покрытия или проскальзывания зажима по изоляции, особенно при температуре окружающего воздуха выше +30°С и ниже -20°С.
В связи с этим в некоторых случаях рекомендуется использовать зажимы для неизолированных проводов, при этом необходимо удалить изоляцию с части провода на длине, равной длине захвата зажима, а после окончания монтажа оголенный участок отремонтировать или вырезать и поставить соединительный прессуемый зажим с изолирующим покрытием или автоматический (или прессуемый) зажим с самоусаживающейся оболочкой.
Первоначальное натягивание провода допускается осуществлять с помощью автомобиля или вручную, однако при этом тяжение не должно превышать 75% монтажного значения. Освободившийся провод навивается на барабан с остатками, барабан устанавливается на тормоз. В процессе натягивания необходимо следить за тем, чтобы провод в пролетах не зацепился за какое-либо препятствие. Далее натягивание производится с помощью ручной лебедки; тяжение в проводе контролируется по динамометру.
Вначале провод натягивается с усилием на 5 - 7% больше монтажного, а затем возвращается к заданному значению. При этом провод должен равномерно распределяться между промежуточными опорами.
Вблизи анкерной опоры на брезентовом или резиновом коврике должны быть сложены необходимые зажимы, приспособления и инструменты: капроновый канат, анкерные зажимы, ручная лебедка, динамометр, временный анкер, нож для снятия оболочки, динамометрический ключ.
Два электролинейщика поднимаются на опору, с помощью капронового каната поднимают на опору и закрепляют на ней лебедку как можно ближе к месту закрепления монтируемого провода (рис. 6.), и временный анкер - несколько выше узла крепления монтажных роликов.
Рис. 6. Схема натяжения и регулировки защищенного провода на второй анкерной опоре:
1 - стойка анкерной опоры; 2 - ручная лебедка; 3 - динамометр; 4 - монтажный зажим; 5 - защищенный провод
Электролинейщик, находясь на опоре, закрепляет монтажный зажим лебедки на проводе возможно дальше от опоры в сторону пролета. Ручной лебедкой производится вытягивание провода, усилие в нем контролируется по показанию динамометра. Если весь тяговый трос лебедки намотан на барабан, а усилие - ниже требуемого по условиям монтажа, процесс повторяется снова: закрепляется монтажный зажим временного анкера на проводе, снимается с провода монтажный зажим лебедки, отматывается с барабана лебедки несколько витков троса, монтажный зажим переставляется на провод возможно дальше от опоры и т.д.
Рис. 7. Закрепление защищенного провода в концевом зажиме
Процесс натяжения провода повторяется необходимое число раз. По стрелам провеса оценивается качество натяжения провода во всех пролетах, после чего на провод устанавливается анкерный зажим и крепится к гирлянде изоляторов (рис. 7.); производятся последовательно натяжение, регулировка и закрепление двух других проводов.
Внимание! Не допускается закрепление на анкерной опоре защищенного провода, натянутого с усилием, большим установленного значения для конкретных условий монтажа.
Крепление защищенных проводов на штыревых изоляторах промежуточных опор
В соответствии с требованиями ПУ ВЛЗ 6-20 кВ [ Правила устройства опытно-промышленных воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ с проводами SAX. - M.: РОСЭП, 1996.] для закрепления защищенных проводов на штыревых изоляторах используются схемы усиленного и промежуточного крепления. Для закрепления защищенного провода на головке штыревых изоляторов, имеющих верхний желоб (например, типа SDI 37 производства Финляндии или ШФ 20 МО), используется комплект из двух пружинных спиральных вязок с изолирующим полимерным покрытием. Вязки накладываются поверх защитной оболочки провода. Первая спираль охватывает изолятор и провод с одной стороны опоры, вторая - с другой стороны. Накручивать спираль надо начинать возможно ближе к изолятору, каждая спираль накручивается на провод с противоположной стороны от изолятора. Таким образом обеспечивается усиленное крепление (рис. 8.).
Рис. 8. Усиленное крепление защищенного провода на штыревом изоляторе
Для выполнения усиленного крепления провода на шейке изолятора поверх первой спирали накладывается вторая спираль так, чтобы ее витки занимали свободное пространство между витками первой спирали. Схема промежуточного крепления защищенного провода к шейке изолятора представлена на рис. 9. Для промежуточного крепления требуется одна спиральная вязка. Средства механизации, приспособления и инструменты, необходимые для выполнения раскатки защищенных проводов, приведены в табл. 1.
Рис. 9. Промежуточное крепление защищенного провода на штыревом изоляторе
Таблица 1.
Перечень средств механизации, приспособлений и инструментов для выполнения раскатки защищенных проводов
Вид работы |
Наименование средства механизации, приспособления, инструмента |
Установка барабанов на раскаточное устройство |
Колесно-кабельный транспортер Кабельный домкрат |
Установка механизма для раскатки провода |
Механизм для раскатки Металлическая катушка Трос-лидер диаметром 10-12 мм |
Раскатка троса-лидера |
Монтажный ролик для анкерной опоры Монтажный ролик для промежуточных опор |
Раскатка провода в анкерном пролете |
Монтажный чулок Капроновый канат |
Закрепление провода в анкерном зажиме |
Стальная щетка Смазка Динамометрический ключ Торцевые ключи Монтажный нож Нож для снятия изоляции с провода Временный анкер Монтажный зажим |
Закрепление провода на промежуточной опоре |
Пружинная вязка |