Разработано: Филиалом ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - "Фирма ОРГРЭС" 2004г.

Исполнитель: А.Н. ЖУЛЕВ

Соединение проводов магистрали и ответвления производится на ответвительной опоре подкосного типа или одностоечной опоре с оттяжкой. При этом на опоре для подвески проводов могут быть использованы как штыревые изоляторы, так и натяжные изолирующие подвески. Схема присоединения ответвления от магистрали ВЛЗ защищенными проводами приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема присоединения ответвления от магистрали ВЛЗ защищенными проводами:

1 - траверса опоры магистрали; 2 - траверса ответвления; 3 - штыревой изолятор; 4 - ответвительный зажим; 5 - натяжной зажим; 6 - натяжная изолирующая подвеска; 7 - соединительный шлейф; 8 - зажим устройства защиты от грозовых перенапряжений

На опору, с которой выполняется ответвление, устанавливается траверса ВЛЗ ответвления. Минимальное расстояние между ближайшими проводами магистрали и проводами ответвления должно быть принято таким же, как между проводами магистрали (но не менее 40 см).

Соединение проводов магистрали и ответвления выполняется с использованием шлейфов из защищенного провода. Сечение шлейфа выбирается таким, чтобы оно было не менее сечения ответвительных проводов.

Присоединение шлейфа к проводу магистрали или ответвления выполняется с использованием ответвительного зажима SL 25.2 (производство фирмы Ensto, Финляндия), OK 1-2 (производство завода "Радио-Прибор Плюс") или аналогичных прокалывающих зажимов других фирм-изготовителей.

При монтаже ответвительного зажима защитная оболочка с проводов магистрали и ответвления, а также шлейфа (при использовании зажима SL 25.2) не удаляется.

Электрический контакт обеспечивается прокалыванием защитной оболочки проводов и затяжкой болтов с нормированным усилием.

Ответвительный зажим устанавливается на провод магистрали следующим образом:

  • на контактные поверхности зажима наносится слой нейтральной смазки толщиной не менее 3 мм (если смазка отсутствует);
  • ослабляются болты зажима таким образом, чтобы в свободное пространство между прокалывающими зубцами с одной стороны зажима свободно вошел провод магистрали;
  • отмечается на проводе магистрали место установки ответвительного зажима; расстояние от изолятора должно быть не менее 35 см; при этом, если установлены устройства защиты от грозовых перенапряжений, ответвительные зажимы размещаются на проводе между изолятором и зажимом устройства защиты;
  • на отмеченное место устанавливается зажим, при этом болты не подтягиваются;
  • отмеряется необходимая длина провода шлейфа;
  • с другой стороны зажима в свободное пространство заводится провод шлейфа таким образом, чтобы его свободный конец выступал за пределы зажима на расстояние не более 5 мм;
  • вручную подтягиваются болты, а затем усилие доводится до нормированного значения, при этом следует использовать динамометрический ключ; момент затяжки болтов зажима SL 25.2 составляет 40 Н×м;
  • при использовании зажима OK 1-2 перед установкой провода шлейфа с обоих его концов удаляется защитная оболочка на длине, равной длине зажима, металлическая часть провода смазывается нейтральной смазкой и зачищается металлической щеткой;
  • для предотвращения попадания влаги зажим закрывается защитным кожухом.

Аналогично присоединяются к проводам магистрали остальные шлейфы.

Внешний вид присоединения шлейфов к проводам магистрали приведен на рис. 2.

Присоединение проводов шлейфов к проводам ответвления осуществляется аналогично приведенному выше порядку.

При использовании на ответвлении концевых зажимов, не требующих разрезания провода, в качестве шлейфа могут быть использованы свободные концы проводов ответвления (см. рис. 1.). В этом случае ответвительные зажимы используются только для присоединения шлейфов к проводам магистрали.

Рис. 2. Внешний вид присоединения к проводам магистрали

Конструкции ответвительных зажимов и их основные технические параметры приведены на рис. 3. и рис. 4., а также в табл.1.

Рис. 3. Конструктивное исполнение зажима SL 25.2

Зажим SL 25.2 предназначен для соединения проводов с защитной оболочкой на магистрали и ответвлении.

Зажим OK 1-2 предназначен для соединения защищенного провода магистрали (ответвления) с неизолированным проводом ответвления (магистрали).

Таблица 1.

Основные технические параметры ответвительных зажимов

Тип зажима

Сечение провода магистрали, мм2

Сечение провода ответвления, мм2

Момент затяжки болтов, Н×м

SL 25.2

35-150

35-150

40

ОК 1-2

16-120

16-95

25

ОН 3-2

16-120

16-120

-

Рис. 5. Конструктивное исполнение зажима ОН 3-2

При отсутствии прокалывающих зажимов допускается использование зажимов с гладкими контактными поверхностями, например ОН 3-2 (производства завода "Радио-Прибор Плюс") или аналогичных.

Конструктивное исполнение и основные параметры зажима ОН 3-2 приведены на рис. 5. и в табл. 1.

Ответвительные зажимы с гладкими контактными поверхностями устанавливаются на оголенные участки защищенного провода и неизолированные провода. Для присоединения защищенного провода шлейфа к защищенному проводу магистрали необходимо на участке провода магистрали, предварительно отмеченном для установки ответвительного зажима, удалить защитную оболочку, нанести на оголенный участок слой нейтральной смазки и зачистить этот участок металлической щеткой. Таким же образом следует подготовить конец провода шлейфа, присоединяемого к магистрали. Установка зажима производится аналогично приведенному выше порядку. Присоединение провода шлейфа к проводу ответвления производится в той же последовательности. Перед установкой ответвительного зажима на неизолированный провод производятся смазка и зачистка щеткой отмеченных участков обоих проводов (шлейфа и ответвления).