Почему в новых энергосистемах используют старые изоляторы?

Главная » Статьи » Статьи и справочные материалы о высоковольтных изоляторах для ЛЭП » Почему в новых энергосистемах используют старые изоляторы?

Улучшение работы сети железных дорог, ее дальнейшее развитие во многом зависят от расширения полигонов электрификации и повышения надежности всех ее составляющих. Известно, что каждое пятое нарушение ритма движения поездов происходит из-за сбоев в электроснабжении, при этом львиную долю их вызывает повреждение подвесных изоляторов.

Вот характерный пример. На Куйбышевской магистрали в прошлом году за короткий период по разным причинам было заменено 25 тысяч подвесных стеклянных и фарфоровых изоляторов. Дорога затратила на это 8 миллионов рублей.

Нетрудно представить, какие суммы безвозвратно "уводят" из бюджета отрасли подвесные изоляторы по всей сети дорог. Будь на месте стеклянных полимерные изоляторы, убытков удалось бы избежать, т.к. полимерные изоляторы даже при падении опор практически не повреждаются. После освобождения из-под "завалов" они пригодны для дальнейшего использования, поскольку сохраняют первоначальные электромеханические характеристики. Как говорят, лошадь в бою погибает, а сбруя остается.

Энергетики в Оренбурге, Саратове, Астрахани, Смоленске, Брянске, Туле, Ярославле, Вологде и Чечне, убедившись в бесспорных достоинствах полимерных изоляторов, уже применяют их при строительстве новых линий электропередачи и заменяют поврежденные стеклянные и фарфоровые изоляторы на действующих линиях.

Преодолена инерция мышления. Так было и в начале 60-х годов XX столетия, когда те же энергетики очень настороженно встретили первые партии промышленных стеклянных (2-го поколения) изоляторов. Очень скоро сомнения развеялись. Оказалось, что дефект в стеклянном изоляторе приводил к разрушению его изолирующей части, что означало автоматическую выбраковку, а дефект у фарфорового (1-го поколения) изолятора скрытый, поэтому требовалось перед монтажом проводить очень трудоемкую выбраковку приборами. А на действующих линиях неисправные изоляторы выявились только на опоре (на высоте) с помощью изолирующей штанги. Непроизводительно, дорого и опасно! Таков был окончательный приговор подвесным фарфоровым изоляторам.

Полимерные изоляторы в нашей стране прошли долгий и трудный путь становления. Вначале в качестве изолирующей оболочки применялся фторопласт прекрасный во всех отношениях материал, но его дефицит и заоблачная стоимость вынудили искать ему заменитель среди семейства полиолефинов. К сожалению, в реальных условиях эксплуатации этот материал довольно быстро теряет первоначальные качества.

И только кремний-органическая резина благодаря своим уникальным свойствам получила постоянную прописку в изоляторном производстве не только у нас, но и во многих странах мира. Полимерные изоляторы с цельнолитой оболочкой (именно цельнолитой), из кремний-органической резины для линий электропередачи напряжением 35 и 110 кВ изготавливаются по утвержденным техническим условиям. Они выдержали весь комплекс испытаний по ГОСТу и имеют сертификат соответствия Госстандарта России.

Вполне естественно, что указанные изоляторы не получили бы статуса изоляторов 3-го поколения, если бы не превосходили стеклянные (и тем более фарфоровые) по всем электромеханическим характеристикам. Так, разрушающая механическая сила на растяжение у стеклянных изоляторов для 35 кВ 70 кН, у полимерных 91,8 кН; разрядное напряжение грозового импульса соответственно 220 и 250 кВ; масса 15,2 и 1,45 кг (полимерный изолятор более чем в 10 раз легче стеклянного!).

За счет меньших габаритов и массы полимерных изоляторов достигается значительная экономия средств при транспортировке. Стандартный 3-тонный контейнер вмещает полторы тысячи полимерных изоляторов, а стеклянных только 350 штук. Выгода, как говорится, налицо. И ею грех не воспользоваться.

Хотя в минувшем году и завершен перевод Транссибирской магистрали на электровозную тягу, но еще более половины железнодорожной сети использует тепловозную. Поэтому у электрификаторов впереди огромный пласт работы. Но, к сожалению, на электрифицируемых участках дорог попрежнему применяются стеклянные изоляторы. Так, в прошлом году на 420-километровом плече Бикин Уссурийск опробована оригинальная, весьма экономичная схема тягового электроснабжения с усиливающим и экранирующим проводами, что позволяет в два раза уменьшить количество тяговых подстанций. Но одновременно увеличилась протяженность питающих тягу высоковольтных линий. Образно говоря, значительная часть ответственности за надежное электроснабжение снята с подстанционного оборудования и переложена на усиливающие и экранирующие провода с подвесными изоляторами.

И получилось так, что повышенную ответственность в новой схеме электроснабжения переложили почему-то на плечи "старых бойцов" стеклянные изоляторы, а не на новые полимерные с кремний-органическим покрытием. И на других, магистралях наиболее грузонапряженные участки, например, Старый Оскол Валуйки, Ивдель Свирь переводятся на электровозную тягу, но уязвимый элемент схемы электроснабжения прежний стеклянные изоляторы.

Невольно вспоминается разговор двухлетней давности с начальником службы эксплуатации линий электропередачи одной из энергосистем. На вопрос, почему так неохотно внедряются полимерные изоляторы, он ответил: "По стеклянным изоляторам я за много лет наработал статистику повреждаемости. Ей все верят. Любое аварийное отключение по вине стеклянных изоляторов воспринимается как рядовое. Если же произойдет хоть одно отключение по вине полимерных изоляторов, меня тут же отправят на пенсию".

Порой можно слышать и другое: железнодорожники не применяют полимерные изоляторы с кремний-органическим покрытием, т.к. они не совсем (?!) подходят для условий железных дорог. Но здесь ведь всегда использовались типовые подвесные изоляторы для линий электропередачи.

Кстати, во многих странах Европы (в частности, в Германии) во всех элементах схем электроснабжения железных дорог давно применяются полимерные изоляторы с кремний-органической оболочкой, благодаря которым не только значительно повысилась надежность электроснабжения, но и весь комплекс контактной сети преобразился, "помолодел", стал элегантнее выглядеть.

Путейцы вместе с учеными и металлургами ищут способы получения рельсов с лучшими прочностными характеристиками. А энергетики говорят, что уже нашли современные, легкие, надежные и долговечные изоляторы, о достоинствах которых сказано выше. Уже сегодня масштабы промышленного производства таковы, что могут удовлетворить не только потребности энергосистем, но и запросы всей железнодорожной сети. Дело за малым преодолеть инерцию мышления.

Николай ПЕТРОВ,

заслуженный строитель РСФСР,

Александр ПОГОРЕЦКИЙ.

 

Каталог продукции